Поломское сельское поселение
ПОЛОМСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ КИРОВО-ЧЕПЕЦКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

История

Село Полом – одно из самых старинных на Вятской земле.
Когда-то у села было другое, более поэтическое имя: Ржаной Полом или Ржано-Полом, Ржанополомское. Это имя досталось селу в далекие времена, пришло к нам из глубины столетий. Но это имя не сберегли, не передали потомкам. И хотя и не срубили старинное название под корень, оторвали всего лишь частичку, но название осиротело. Разорвалась связь времен.
Но не потерялись истоки, откуда пошло имя.

В писцовой книге начала XVII в. записано: ―Займище на моте по 143 год Чепецкому стану на диком лесу на полполпол четь выти а в межах то займище по обе стороны малого ключа да вниз до речки до Филипповки по обе стороны да сверх малого ключа по Глубокому логу до болота а з другую сторону по малому Березнику до аржаново полому по ратной дороге к той же речке Филипповке…‖. Полом. Если заглянуть в словарь народных географических терминов, то можно прочитать: ―Полома – бурелом, завалы поваленного леса‖. То есть Полом – населенный пункт, возникший на месте буреломов и лесных завалов. Чуть позже на месте, нарицаемом ―аржаной полом‖, появилось русское поселение – между 1658-1660 годами. С древних времен красовалось село Ржаной Полом. Первые застройщики выбрали для него высокое живописное место. Один конец улицы вытягивался по склону к реке, другой выстроился по ее угористому берегу. Село Ржаной Полом образовалось в 17 веке (между 1658-1660 годами). В 18 веке входило в состав Ильинской волости, Хлыновского уезда, 1763 год имелось 29 душ. В 1658 году была заложена первая деревянная церковь в честь Благовещенья в селе Ржаной Полом. Вторая Благовещенская каменная церковь была построена в 1868-1873 годах, в 1834 году была построена кладбищенская деревянная церковь в честь святого мученика Мамонта. Церкви построены на средства от сбора и пожертвований населения. По штату положено три священника, 1 дьякон, 3 псаломщика. Квартиры казѐнные, кроме священника Сумкова. Получали квартирные пособия. В селе имелось две школы – земская двухклассная и церковноприходская, Волостное правление, квартиры земского начальника и станового пристава. Земли: усадьбы 7,84 десятин, пахотной – 15,79 десятин, сенокос – 2,18 десятин, под церковь – 0.60.Братский и денежный доход: священник – 1088 рублей 67 копеек, дьяк – 725 рублей 78 копеек, псаломщик – 362 рубля 89 копеек. На весь приход собирали до 120 пудов ржи, 150 пудов овса. Прихожан: русских мужчин 4007 человек, женщин – 4309 человек; 53 селения. Главное занятие населения: земледелие, скотоводство, торговля. В селе было 29 домов, из них: работников культа – 8, кулаков – 6, крестьян – 6, школ – 2, волостной исполком – 1, чайных – 2, молитвенный дом – 1, флигеля – 2, детский приют – 1. Блюстителем личного и общественного порядка на селе была полиция. Из стражников и урядников, во главе с начальником полиции Шмелѐвым. Полицейское управление было в белом доме по дороге в Мусники. Жили полицейские в доме у попа Двинянина во второй половине дома и чердаке в доме Зверевых. Полицейские нарушителей забирали и садили в изолятор, где они находились до суда. В ближайших населѐнных пунктах и других были выбраны старосты, докладывающие полиции о беспорядках. 1916 год – вся земля была отобрана служителями культа на 3 года целиком, но они ею пользовались недолго. Все крестьяне в деревнях Поломская, Гостево, Поповка, Ванихинцы, Мусники, селе Полом и в других деревнях земля была неплодородна. Хлеба не хватало для того, чтобы прокормить семьи. Мужчинам приходилось уходить на охоту, в Сибирь и другие губернии на заводы и фабрики. Некоторые крестьяне ездили за хлебом в Сибирь, на Вологду, куда возили менять свои последние вещи. В некоторых семьях мужчины ушли на войну в 1914- 1918 годах. Женщины остались с малыми детьми, жить было трудно, приходилось наниматься к попам и кулакам на работу. В то время в селе существовали большие ярмарки к престольным праздникам и воскресеньям. Купцы, скупщики, богачи съезжались со всех сторон из сѐл, городов, торговали своими товарами. В селе торговали лавки: Мурашкина Карпа Степановича, Ж у й к о в а М и т р о ф а н а (Ключи), хлебопекарни, винный магазин, пивные лавки, мясные лавки, медицинский пункт в деревне Большой Перелаз в дому Якимова Кузьмы в двухэтажном здании. С древних времѐн кра5 совалось село Полом. Первые застройщики выбрали для него высокое живописное место. Один конец улицы вытягивался по склону к речушке, другой выстроился по еѐ угористому берегу. В уже состарившейся берѐзовой роще огромная церковь с колокольней 5 ярусов. На окраине рощи, ближе к прибрежному крутояру богатый порядок поповских домов. В 1905 году построили Ржано - Поломскую земскую школу, строил подрядчик, мужик из деревни Коршунихи Шаклеин Василий Трофимович на средства земства. На протяжении многих веков знали грамоту лишь единичные сельские грамотеи и обучали желающих научиться читать и писать, но таких было мало. В 1867 году в селе Ржаной Полом открывается Земское училище на его содержание в 1837 году было выделено 200 рублей. В 1875 году у наставника появился помощник с окладом в 120 рублей. В это время обучалось 62 мальчика и 10 девочек. Из них только 7 учеников смогли получить свидетельство об окончании курса. Все они дети крестьян. Ржанополомское смешанное училище относилось к разряду одноклассных с 3-х годичными курсами обучения. На горе белое каменное здание, где сейчас бумкомбинат была церковно-приходская школа, построена на средства церкви и пожертвования населения. До 1917 года был в школе урок Закона Божьего. 1918 год – школа отделена от церкви, обучение стало носить светский характер. По улице Петра Родыгина жили крестьяне. В 2-х этажных домах жили священнослужители. Дома строили – 1-й этаж – каменный, верх – деревянный. Крыши были крыты железом. Были сделаны около домов тротуары. Также по улице жили торговцы. По улице Родыгина. Внизу к речке было 2 дома. Они снесены. В одном доме до революции жила Анна Васильевна торговка. Вдова. Была раскулачена. На угоре перед рекой был красивый дом, 2 этажа, там жил псаломщик. При церкви был церковный хор. Им руководила жена священника. Вспоминает Василий Гаврилович Созонтов: «Когда был маленьким понравился учительнице, руководительнице хором. Пел в церковном хоре. Даже приезжал на религиозный праздник. Архиерей из Вятки слушал пение ребят в церкви села Полом, ему очень понравилось пение детей». Про село архиерей сказал: «Какое городское, чистое село». Его поражала чистота в селе. Полицейское управление было в 2-х этажном белом здании, в этом здании приказ и земский начальник творили суд и расправу. Вся власть снимала шапки перед ними и кланялась до земли. Военное управление было создано в 1918 году. В селе Полом по утрам раздавалось гудение большого колокола, напоминая прихожанам о грехах и о молитвах. Почти каждый день в церковь собирались толпы прихожан: одни к отпеванию усопших, другие справить молебны и панихиды, а кое-кто окрестить ребѐнка. Богомольцы выглядели угрюмо, говорили неохотно, скупо, и в селе не задерживались, потому что большая часть прихожан жили не в селе, а в деревнях. Лето 1914 года было жарким, с грозовыми ливнями, посевы быстро созревали, и как водится, работа набегала на работу. Нужно было убирать урожай, а на полях ни мужиков, ни баб, оставляя родные места, мужики поломские, разумовские уходили на фронт. Рекруты прощались с роднѐй, друзьями, соседями. О войне говорили долго. После проводов рекрутов как-то все притихли: солдатки ходили, сгорбившись, мало на улице детворы. Пошли похоронки с фронта на сыновей, мужей, отцов. Ругали мужики правительство царя за их беды. Война разорила Русь, люди устали, солдаты ожесточились, Отечество в смятении. Читали манифест об отречении царя. В стране стало временное правительство. В Полом и окрестные деревни стали приезжать эсеры. Агитировать за временную власть. Раненые солдаты рассказывали о большевиках. Власть поломская во главе с председателем волостной управы ездили по деревням, забирали у крестьян скот, в первую очередь у тех, кто говорил о большевиках. Председатель волостной управы расхваливал жизнь при временном правительстве. В губерниях проводилась закупка скота для фронта. Управа рассчитывалась наличными. Бывшие солдаты были против таких закупок. К 1917г. в Ржано-Поломе насчитывалось 29 дворов; 8 из них принадлежали священнослужителям. В селе были 2 школы, 2 чайные, 2 флигеля, церковь, детский приют и земская управа, казенный магазин. Согласно переписи населения 1926г. село – центр Поломского сельсовета, население 170 человек (50 хозяйств).В годы Великой Отечественной войны у села Полом строился резервный аэродром, для строительства аэродрома использовался кирпич Троицкой церкви села Филиппово. В советское время село – центр совхоза Поломский, директор Л.Г.Прозоров. К 1955г. пущены в эксплуатацию ремонтные мастерские, построено депо для комбайнового парка, подсобные мастерские, гаражи, складские помещения, водонапорная башня, котельная. Появился водопровод, паровое отопление, электричество. В 1968г. построен бытовой комплекс: столовая на 50 мест, детсад, баня, котельная. В 1969г. построен первый благоустроенный 16-квартирный дом с водяным отоплением, канализацией, газом, ванной. В 1970г. построены еще два 16-квартирных дома и типовой Дом культуры.

Документы

Документы не выбраны

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie